Легенды

Теберда.

Легенда о происхождении Карачаевцев и Балкарцев

Некогда прекрасная страна Алания, цвела она садами, белела высокими стенами и башнями городов. Жили в Алании весёлые, трудолюбивые и мужественные люди. Но пришла к ним беда, черная беда. Тысячи диких всадников, обезумевших от убийств, опьянённых кровью, окружили белостенный город Маас. Во главе их стоял хан Бату, внук Чингисхана.
Сдавайтесь! – кричали они. – Мы уже покорили всех ваших соседей, мы напоили кровью вашу землю. Сдавайтесь, и мы даруем вам жизнь!
Храбро сражались аланы, но не равны были силы. Рухнули белые стены Мааса. Всех взрослых аланов Бату приказал убить, оставил лишь детей, которые были не выше колеса походной повозки. Воины посадили этих детей позади себя на коней и развезли в подвластные хану земли.
Прошли долгие годы. И вырос в Крыму богатырь Карча. Он не видел прекрасной Алании. Это его отца привезли в седле и отдали на службу хану Гери. Но жила в сердце Карчи тоска по воле, по снежным горам, по зелёным лесам и синей тени родных ущелий, да помнил он ещё предсмертный наказ отца: «Забудь, сын мой, все радости жизни, пока не вернешься на милую родину. Дичают там сады, колючими кустарниками и молочаем зарастают нивы. Ищи, сын мой, родину. А найдёшь её по траве, что спрятана в рукоятке твоего меча. Аромат этой травы не спутаешь ни с каким другим запахом. Только у нас, в горах, растёт эта трава. Собери всех, кого сможешь, из нашего народа и отвези туда, где жили предки, в милую Аланию».
Исполнил Карча отцовскую волю. Он и четверо друзей его собрали всех живших в Крыму аланов. Отбили они ханский корабль, и ушли к берегам Кавказа, потом перебрались через горные хребты, через ледники и снежные поля, спустились в долину Архыза и стали искать Аланию. Но враги сравняли с землёй города и селения, лесами и дикими травами заросли пепелища, и, сколько не искали, не смогли найти свою родину люди Карчи. Осели они в долине реки Баксан, построили себе сакли, назвали селение Эль-Джурт, что значит «отчизна», и стали жить. Приходили в селение хорошие люди, их принимали, как братьев, тех же, кто замышлял недоброе, встречали с оружием в руках, предпочитая смерть неволе.
И вот однажды на охоте змея ужалила Джантугана, сына Карчи. Бывший с ним друг отца, Боташ, сделал из веток носилки, покрыл их свежей травой, укрепил их на спинах копей и два дня баз отдыха вёз юношу в Эль-Джурт. Но привёз только холодный труп.
В горе склонился над умершим сыном богатырь Карча и вдруг вскрикнул:
— Где ты нарвал эту траву, Боташ?
— Там, где мы охотились, по ту сторону Минги-Тау. Щедра земля, богаты дичью леса, быстры полноводные реки.
Это та самая трава, что спрятана в рукоятке моего меча. Земля на которой она растёт – наша земля, наша потерянная родина, — сказал Карча, — Го-рек этот день, отнявший у меня сына, но да будет он благословенным, ибо вернул нам родину.
Похоронили они Джантугана, насыпали над ним курган, попрощались с односельчанами, которые пожелали остаться в Эль-Джурте, и ушли с Карчой на другую сторону Минги-Тау, где основали новое селение Карт-Джурт, что значит «древняя отчизна».
Самый почетный человек, возглавивший селение Эль-Джурт носил имя Малкар, и народ, оставшийся с ним, стали называть малкарцами, теперь их называют балкарцами; те кто ушли с Карчой, назвались карачаевцами.


Аул Джамагат

Вид на горыДолина Теберды – одна из живописнейших уголков на территории Западного Кавказа.
Река Теберда (60км.) образуется от слияния рек Аманауз и Гоначхир.
Река Джамагат является правым притоком реки Теберда.
В верхней части Тебердинской долины карачаевцы поселились в конце 18 века, уйдя из Верхнего Баксана из-за внутреннего родового раздора. Они образовали здесь, недалеко от теперешнего города Теберда, аул Джамагат, что означает в переводе «общество» или «народное собрание», а также как обращение к народу.
В начале 19 ст. в Тебердинскую долину, из-за Клухорского перевала, была занесена эпидемия чумы, от которой большая часть населения аула Джамагат вымерла. Печальной участи жителей аула была посвящена песня «Эмина» (в переводе чума), широко известная в карачаевском фольклоре.
Эпидемия в этом районе прекратилась в 1811году. Но в 1830 году она вспыхнула здесь вновь, после чего долина Теберды была заброшена людьми на долгие годы. За опустошённость местности, в течении прошлого века, сохранилось название долины «адам кырылган», что по-карачаевски означает «место гибели людей». Развилины аула Джамагат сохранились и до настоящего времени.
Литераторы утверждают, что именно этот аул был воспет
М.Ю. Лермонтовым в поэме «Хаджи абрек».

Новое заселение долины началось в 60-х годах 19 ст. В 1868 году, после отмены крепостного права в Карачае, выходцами из восточной области был образован аул Верхняя Теберда. Беднейшим крестьянам, которым не досталось здесь земельных участков, пришлось в 1870 году выселиться и образовать аул Сынты (Нижняя Теберда), первоначально названный «Каракулкабак» (аул беднейших).


Легенда об озере Каракёль

Прозрачная вода оз КракельСвоеобразие озера породило легенду, похожую на быль. Однажды гнал по этим местам своё стадо пастух Кара. Увидев озеро, он был удивлён его красотой. Старики ему рассказали, что в озере живёт русалка-Сууанасы, и всякого, кто осмелится его переплыть, она заманивает с собой на дно. Услышав это, Кара лишь усмехнулся.
Он поправил на плечах свою бурку, стегнул плетью коня и поплыл на нём по озеру. Но, доплыв до середины, всадник с конём исчез в пучине вод…
С тех пор якобы озеро называется именем пастуха Кара.